Изменения в закупках 2018. Плюсы, минусы и подводные камни

16

На прошлой неделе удалось поучаствовать в обсуждении изменений к существующему закону «О публичных закупках». Презентовал его Президент. Встреча была не в парадном зале АП, а в «ситуационной комнате» на Банковой, где обычно обсуждаются срочные и спорные вопросы.

Было 12 человек, причем от поставщиков был я один, хотя не могу похвастаться, что ТК в числе лидеров по объемам поставок на госструктуры. Разве что по количеству озвученных нами скандалов и публикаций по всевозможным тендерным историям. За последние два года в публичной плоскости пришлось «зацепиться» с такими заказчиками, как МО, МВД, ДУС, Укрзализниця, ЮЗЖД, структурными подразделениями КМДА, Минздрава и пр. При этом мы прекрасно отдаем себе отчет, какие вырванные годы может устроить при желании любой заказчик к тем, кто «выносит сор из избы».

Ниже расскажу, какие изменения нас ждут уже в этом году. А пока поделюсь тем, что успел сказать во время своего короткого выступления на встрече:

— никакие, даже досконально выписанные законы, в нашей стране панацеей от беспредела не являются! Как и огласка всевозможных крупных и мелких злоупотреблений на любом уровне. Если раньше публичности боялись, то в последнее время у наших решал, похоже, атрофировались все рецепторы осторожности;

— главная проблема не в законах или слабых полномочиях силовиков! Без политической воли руководства заказчиков контролировать своих закупщиков (а в Украине в системе госзакупок задействовано порядка 200 тысяч человек) не поможет ни один закон! А здесь все печально в большинстве случаев. Хотя отмечу, что до 2014 г. гостендеров без откатов не было в принципе. А сейчас появились зоны выборочной справедливости, что не внушает уверенность, но дарит надежду. Только с 2016 года их количество начало резко уменьшаться. И тут без личного примера Президента в наведении порядка для начала в своем хозяйстве никакие «круги по воде» дальше не пойдут (я недавно приводил пример с закупкой штор на 8 млн. для ДУСи по цене вдвое выше той, что могли дать мы, если бы нас не выкинули из тендера, который, кстати, по иронии судьбы прошел в день описанной встречи с Президентом, и где спокойненько победил «тот, кто надо»! https://www.facebook.com/sokolovsky.inform/posts/1…). Если с самого верха и по всей вертикали не пойдет понятная (и жёсткая по последствиям!) команда «не красть», возможны лишь точечные улучшения. А пока те, кто сидит на госзакупках, знают главное для них «правило игры» — делись с начальством и никто тебя не тронет, даже если попадешься;

— не будет толку без персональной ответственности! Не было увы еще случаев, чтобы при необоснованном отклонении поставщика хоть кого-то наказали за перерасход бюджетных средств! Маленький пример. Первый же год работы Дозорро выявил 2680 тендеров с нарушениями (на сумму 15 млрд.грн.). Правоохранители в итоге возбудили 109 уголовных производств. Из них приговором в суде завершились только три (причем два — поставщикам за подделку документации, а одно — заказчику за злоупотребления в виде условного срока). Плюс 5 выписанных штрафов за административные нарушения при закупках! Скажу больше. Мне неведомо ни одного случая (в результате десятков озвученных только нами скандальных тендеров с вопиющими нарушениями и воровством из бюджета от десятков тысяч до десятков миллионов), чтобы кого-то хоть бы для вида понизили в должности или сняли с работы! О каких там уголовных делах или посадках говорить… Налогоплательщики уже смеются, а не плачут

— при многочисленной критике системы Прозорро нужно понимать, что уже это отличный инструмент, который не может работать без поддержки других институтов государства. Любым инструментом можно починить механизм, а можно только поковырять.Ведь микроскопом, мы помним, можно при желании и гвозди забивать! Да, система Прозорро требует изменений, некоторые из которых уже начались. Но скажу только, что само ее появление, плюс еще и система декларирования чиновников — это самые инородные имплантанты в нашу ненормальную, коррумпированную сверху донизу, государственную систему. Они не ломают систему коррупции, а лишь делают ее прозрачной. Что вызывает такую ненависть у решал, несмотря на то, что «ни один обитатель леса пока не пострадал»! И поэтому очень важно, что Президент продолжает сопровождать Прозорро и не дает ее похоронить! У тех кто хочет побороться, хотя бы появляется шанс. «Текстиль-Контакт», например, до 2014 г. ни в какие тендеры не лез. Во первых, не хотелось участвовать в договорняках, а во вторых, когда победители назначаются, незваным гостям тупо могли месяцами и годами не платить даже при наличии подписанных договоров! И все понимали бессмысленность последующих судов с государством.

Теперь о нововведениях. Вот основные из них:

1. Введение понятия упрощенных закупок, стоимость предмета закупки которых превышает 50 тыс.грн. Теперь они регулируются законом.

В 2017 г. на «допорогах» (т.е. фактически без конкурса, контроля и возможности обжалования) государство закупило на 120 млрд.грн. (из 500 млрд.). Теперь есть надежда, что разбивать крупные закупки на множество допороговых станет хлопотнее и сложнее. Ну и аудиторская служба должна такие случаи пресекать, иначе какой в ней смысл?

2. Возможность исправлять ошибки в тендерных предложениях в течении 24 часов.

Это позитивное изменение. Но данная норма потребует тщательной доработки специалистами на предмет конкретизации случаев и документов, в которые можно будет вносить изменения. Чтобы это не стало дополнительным бонусом для недобросовестных участников и не увеличило коррупционные риски. Посмотрим, что в итоге будет в окончательном перечне того, что можно исправлять.

3. Дифференцированный подход к стоимости платы за подачу жалобы в АМКУ по нарушениям процедуры закупки в размере 1,5% от ожидаемой стоимости предмета закупки (аналогично судебному сбору в хозяйственных спорах), но в диапазоне от 1 до 350 п.м.

Сегодня АМКУ захлебывается от потока жалоб. Мы видим, как допоздна приходится работать членам коллегии, чтобы не сорвать 15-дневный срок рассмотрения (сравните с судебной системой, где дела могут рассматриваться годами!). Все понимают нужность этого нововведения и его важность в борьбе с «тендерными троллями», которые пользуясь низкой для крупных тендеров ценой жалобы могли их многократно блокировать и срывать важные закупки. Теперь вместо стандартных и единых 5000 грн. за возможность обжалования придется заплатить до 600 тысяч! Но эта норма вызвала и больше всего споров — из-за теперь уже слишком высокой «цены вопроса» она может сыграть и злую шутку, отпугнув тех, кто жалуется по существу, но боится рисковать или не верит в справедливое рассмотрение! Кроме того, давайте не забывать про наше противоречивое законодательство и возникающие в связи с этим коллизии! Тем более, что в законе не конкретизированы такие понятия, как «дискриминационные требования», «аналогичный договор», «формальные ошибки». Но, несмотря на прозвучавшее на встрече предложение снизить верхний порог до 200 тыс.грн., Президент сказал, что будет настаивать на озвученном варианте!

4. Запрет заказчикам просить у участников данные из публичных источников и открытых данных.

5. Планируется введение электронных каталогов (типа онлайн-магазинов для публичных закупок, очень хорошая норма!).

6. Полный запрет совершать покупки продукции у компаний из санкционного списка.

Все это очень хорошо и назрело! Но являются ли все эти меры первоочередными? Нет, считаю, что все вместе — это пока полумеры! Во время обсуждения я привел пример со своей прошлогодней статьей про 25 способов, как заказчику обмануть Прозорро и совершить закупку «у своего» поставщика. Но я не собирался делать пособие для жуликов, а надеялся, что все приведенные лазейки можно отсечь.

https://site.ua/aleksandr.sokolovskiy/9941-pamyatk…

Но новый закон, несмотря на десятки страниц текста, позволяет бороться лишь с двумя из озвученных 25 уловок! Конечно, лучше, чем ничего, но он не затронул главной проблемы. А это манипуляции квалификационными критериями и техзаданием! Пока не появится стандартизация в этих вопросах, победы над тендерной мафией нам не видать!

После этой встречи, несмотря на ограниченное время на анализ нового зп, прописал и передал разработчикам в Минэкономики свои предложения и замечания. Так как ряд изменений вызвал много дополнительных вопросов. Но в поданном в ВР проекте изменений не увидел.

Спасибо, что пригласили на это важное обсуждение! Но добавлю, что пока реформаторы играют по правилам коррумпированной системы, они будут проигрывать! Пока перекрываются одни мелкие лазейки, система находит десятки новых. При этом самые важные системные изменения яростно блокируются. Допускается только выборочная справедливость, а не единые ее стандарты. Спасибо и за то, но, к сожалению, надеяться на системные изменения от наших сегодняшних политиков, поддерживаемых крупнейшими ФПГ, которые этой коррупцией кормятся, было бы крайне наивно. Для них прозрачный рынок и честная конкуренция — это приговор!

Источник: SITE.UA