Как воровать с помощью прозрачных тендеров

41

Да, мы о***ли, и что вы нам сделаете? — так видимо думает беспечальный тендерный комитет в Департамент соціальної політики КМДА.

В четверг я рассказал, как символично они провели эпический тендер на 1,3 млн. гривен по выбору подрядчика на … социологическое исследование отношения киевлян к их социальной службе (!!!) На котором умудрились из 8 предложений выбрать самого дорого подрядчика, а остальных (с ценами ниже в 2-3 раза !) по несущественным поводам снести, включая опытные профильные агентства. А ещё оказалось, что чудеса возможны — для победителя это был первый тендер, в котором они принимали участие, и сразу такая удача…)) И никакие жалобы ГО Transparency International Ukraine и Дозорро в ДАСУ (держ .аудит служба) не помогли. Эта структура с огромными полномочиями исправно жрет огромные бюджетные деньги, но ее эффективность — ниже паровоза (в среднем 33 незначительных штрафа в год при очевидных злоупотреблениях на десятки миллиардов)! Вот и 1300000 на бредовую социологию уже благополучно освоены…

Предыстория сомнительного тендера

Теперь о том, почему я вдруг полистал историю тендеров этого воровского департамента. Похожая история в этом месяце случилась и с входящим в Группу компаний «Текстиль-Контакт» предприятием «ТК-Домашний текстиль». Которое являясь одним из крупнейших производителей отрасли неожиданно проиграла по постельному белью компании с ценовым предложением в 2 раза выше. Причем победитель до этого ни разу не поставлял по госзакупкам текстильную продукцию, а наша компания только с 1.01 2018 приняла участие в 774 тендерах и победили в 233. Кстати, цифра в 31% выигранных тендеров имеет тенденцию существенно уменьшаться с каждым годом. В 2015 г. было более 50%. И данный пример показывает, что дело тут не в конкуренции, а в том, что решалы все более изобретательны и все меньше чего-то боятся.

Но это не помешало снести нас, с самым низких ценовым предложением, затем остальных участников, пока любители холода и экзотики из Департамента не уткнулись в ТОВ Гренландию. Поскольку замечания к нам были притянуты за уши и несущественны, пришлось обратиться в АМКУ. Там на днях оставили результат без изменения, хоть и отмели все замечания к нам, кроме, увы, одного. Причем мелкого и надуманного. Оказалось, что в составе тендерного предложения не было отдельной информации о сроке действия ТП. А АМКУ трактует, что каким бы абсурдным или формальным не было требование заказчика, если ты его не выполнил, то заказчик может любое несущественное отклонение от своих многостраничных требований трактовать в свою пользу, признавая их существенными, а может при желании не заметить у «кого надо» хоть десяток крупных нарушений!

А ведь основной принцип публичных закупок, это не набить карман откатами, а с максимальной экономией для бюджета, не ограничивая конкуренцию участников, закупить качественный товар, соответствующий заявленным требованиям. При этом всегда есть возможность уточнить и запросить дополнительную информацию. А в нашем случае уже то, что мы подали заявку, уже является подтверждением согласия со всеми условиями участия в тендере. И наличие дополнительной справки про срок действия тендерного предложения ничего не дает. Но дает возможность украсть 406 тысяч грн.! И это только одна из многочисленных закупок тендерного комитета этого департамента (Глава тендерного комитета — зам.дир. департамента Максим Бученко (Maksim Buchenko), как вам спится?)

Давно уже все говорят про унификацию тендерной документации, уже два года, как вышла моя нашумевшая статья «Памятка коррупционеру или ТОП-25 способов, как обойти ProZorro», а результат — все осталось, как было, включая непринятый с 2018 г. законопроект «Об изменениях к закону о публичных закупках». А зачем, в бюджете много лишних денег, все и так хорошо. Только все забывают, что это деньги из наших налогоплательщицких карманов… А за эти два года можно уже написать про 25 новых способов воровства бюджетных денег через тендеры. Только не буду, а то опять вместо борьбы со злом получается обмен опытом с коррупционерами.

Давно уже писал, что главная проблема не в законах или слабых полномочиях силовиков! Без политической воли руководства заказчиков контролировать своих закупщиков (а в Украине в системе госзакупок задействовано порядка 200 тысяч человек) не поможет ни один закон! А здесь все печально в большинстве случаев. Да, до 2014 г. гостендеров без откатов не было в принципе. А потом появились зоны выборочной справедливости. Только с 2016 года их количество начало резко уменьшаться. И тут без личного примера первых лиц государства, начиная с президента и премьера, мэров и министров порядок не навести. Если с самого верха и по всей вертикали не пойдет понятная (и жёсткая по последствиям!) команда «не красть», то в госбюдете всегда будет дифицит. А пока те, кто сидит на госзакупках, знают главное для них «правило игры» — делись с начальством и никто тебя не тронет, даже если попадешься. И никакая огласка их не пугает. Для меня последние иллюзии рассеялись, когда «Текстиль-Контакт» дважды пытался выиграть тендер на пошив штор в Мариинский дворец, а ДУСя показательно вытерла о нас ноги и закупила продукцию у фирмы подруги главы ДУСи вдвое дороже. И не помогла никакая огласка и даже то, что о конкретной истории удалось рассказать начальнику главы ДУСи — президенту страны! Подумаешь, хотели сэкономить госбюджету жалких 4 миллиона…

Не будет толку без персональной ответственности! Не было увы еще случаев, чтобы при необоснованном отклонении поставщика хоть кого-то наказали за перерасход бюджетных средств! Не говорю уже о том, чтобы воров сажали — даже об увольнении речь не идёт. Маленький пример. Первый же год работы DOZORRO выявил 2680 тендеров с нарушениями (на сумму 15 млрд.грн.). Правоохранители в итоге возбудили 109 уголовных производств. Из них приговором в суде завершились только три (причем два — поставщикам за подделку документации, а одно — заказчику за злоупотребления в виде условного срока).

Вернусь к нашей истории. Я понимаю, что решение по закупке принято. И никакой огласки и шума директор департамента Юрій Крикунов не боится. Но у него в КМДА есть руководство и интересно будет посмотреть его реакцию. Ведь вполне ещё можно потребовать, чтобы или не подписывали договор с «двойной ценой» или договор расторгнуть и объявить тендер по новой. Если, конечно, есть потребность в данной продукции. А то мы часто сталкиваемся с волшебной ситуацией, когда чиновнику не дают украсть, вдруг резко предмет закупки становися неинтересным.

Вот такая типичная, увы, история. Сорри за много букв, но давно не писал про госзакупки, наболело…