Основатель группы компаний «Текстиль-контакт» Александр Соколовский: откровенный разговор о главном

59

Основатель группы компаний «Текстиль-контакт» Александр Соколовский откровенно о бизнесе, секретах управления компанией и собственной формуле успеха .

 Сегодня выходной, но Вы нашли время прийти, пообщаться, позавтракать вместе с нами. Скажите, пожалуйста, Вы на выходных отдыхаете?

 – Для меня большое исключение, если в выходной день я посвящаю себя работе. Ведь выходной – для отдыха, для семьи, спорта, любимой жены, детей, друзей. Отдых – это все–таки святое.

 – В будни, в каком часу Вы просыпаетесь?

 – Я – сова. Очень поздно ложусь спать и поздно просыпаюсь. Могу себе позволить не приходить на работу к 9 утра. Как правило, выезжаю после 10. Примерно 10 лет назад мне удалось уйти из операционного управления компанией «Текстиль-контакт» и организовать управленческую компанию, передать управление менеджменту. Очень важно не соскочить в это вновь. Здесь уже нет больших и малых проблем, которые сваливаются на наших бизнесменов ежедневно. Это несколько освобождает время, мозги и дает возможность в выходные чувствовать себя свободно. Я могу себе позволить вечером выключить телефон, а только утром его включить.

Владелец "Текстиль-контакт" Александр Соколовский

 – Но так было не всегда. До какого возраста Вы работали 24 часа в сутки, не видели семью, просыпались в 6 утра, чтобы прийти на предприятие и организовать работу так, как она организована сейчас?

  – С самого начала трудовой деятельности. А начал я ее еще студентом. Тогда не было такой усталости. Я работал 15 часов в день, 6–7 часов из которых были посвящены интенсивным встречам. Сначала работать нужно было много. Выходных, свободных вечеров, праздников не было, а длинные майские или рождественские праздники были для меня как оскорбление, что беспокоили до глубины души. Но строилось что–то новое, интересное, и это было в кайф. Еще ни разу у меня работа не вызвала отторжение. Понятно, что усталость бывает, раздражительность бывает, но работа всю жизнь была в кайф. Сейчас в кайф работать меньше.

 – Но Вы всегда работали на себя. Я читала и смотрела много интервью с Вами, где Вы говорите: «Когда вы выбираете работать на себя или работать на человека, который дает тебе работу, то лучше выбрать путь работы на себя». А как тогда Вы поощряете своих работников, чтобы они работали на Вас? Какие благоприятные условия созданы для сотрудников компании «Текстиль-контакт»? Вы вообще один из немногих, кто прозрачно платит все налоги. Какая самая высокая заработная плата у Вас на предприятии?

 – Мотивация – очень непростой момент. Без исключения, каждый человек хочет работать меньше, а получать больше. Каждый работодатель должен каким-то образом делать так, чтобы человек работал и хотел работать. Я помню время, когда найти работу было очень трудно, а работодателям было значительно легче, чего не скажешь о сегодняшнем дне. Особенно введение безвизового режима дало шанс людям «продать» себя, чем дороже. Поэтому те, кто не смогли построить нормальные отношения с рабочими, имеют гораздо больше проблем, чем те, кто это сделал. «Текстиль-контакт» – один из ярких примеров здоровых отношений между руководством и сотрудниками.

 – Известно, что Вы сами «выращиваете» для себя кадры еще со студенческих лет, а потом эти люди работают у Вас почти всю жизнь. Так какая самая высокая заработная плата в компании «Текстиль-контакт»?

 – Мы не делаем ставки на зарплату, мы делаем ставки на результат. Я стараюсь выстроить схему так, чтобы каждый в компании был заинтересован в результате. А результат – это не количество выполненной работы, отработанных часов, не количество поднятых тон, не количество метров ткани, которые мы продали или количество постельных комплектов, которые мы пошили, это прибыль. Поэтому, если менеджмент заинтересован в распределении прибыли, то это хороший мотивирующий фактор. Любой сотрудник «Текстиль-контакт», если это касается коммерческих подразделений фирмы, имеет возможность получать премию гораздо больше, чем зарплата или сидеть без премии, если какое-то подразделение не является прибыльным.

Интервью с Алексадром Соколовским текстиль-контакт

 – Какой Вы руководитель? Как строите отношения с сотрудниками «Текстиль-контакт»? Что выбираете: «кнут или пряник?»?

 – Я могу по-разному относиться к людям. Кого любить, кого-то недолюбливать, но есть главный показатель, который для меня является основным – эффективность человека. Когда я работал в сфере управления бизнесом, у меня был свой стиль управления. Сейчас приятно не быть руководителем, а быть «над ними». Когда я «над ними», я добрый, ласковый, организовываю интересные события и акции, стараюсь сделать жизнь людей насыщенной. У людей должна быть интересная жизнь вне рабочего времени. Люди должны уметь отдыхать, расслабляться, коммуницировать друг с другом. Поэтому для меня важна роль организатора такого досуга. Иногда я чувствую себя человеком в компании «Текстиль-контакт», который отвечает за креатив. Сказать, что я злой и авторитарный не могу, хотя, опять же, я иногда бываю несдержанным, эмоциональным. Если сказать о виде спорта, который мне наиболее близок, то это теннис. Это быстрое принятие решения, быстрая реакция, поэтому некоторые вещи мне хочется, чтобы другие делали быстро.

 – Значит Вы некий массовик-затейник компании «Текстиль-контакт»? Сколько времени это у Вас занимает? Для чего Вы это делаете, и действительно ли это поощряет Ваших подчиненных?

 – На самом деле, решать им. Но корпоративную культуру воспринимают по-разному. Для кого-то это один раз в год пойти поесть, потанцевать, пригласить звезду, чтобы она спела. У нас не без этого, но я считаю, что как в бизнесе ищут звезд и таланты, так и на отдыхе люди хорошо могут проявить себя. Для «Текстиль-контакт» самыми любимыми праздниками являются День смеха и День рождения компании. Мы организовываем для себя торжество, закрываем магазины и празднуем вместе. В прошлом году мы сделали конкурс на лучшую текстильную шляпу, участие в котором приняли около 150 человек. Победитель поехал в 5–ти звездочный отель в Ригу на неделю. Это и есть мотивация, людям это нравится.

Александр Соколовский Текстиль-контакт

 – Нужно ли украинскому бизнесу быть освещенным в СМИ?

 – Я думаю, что это важно, но, к сожалению, большая часть нашего бизнеса находится в тени и не заинтересована в популяризации себя.

 – «Текстиль-контакт» заинтересован в популяризации?

 – Да. Это одно из наших конкурентных преимуществ.

 – Тогда у меня 2 блиц–вопроса: упрощенная система – да или нет?

 – Для предпринимателей – это только «да». Она им очень нужна, они без нее не смогли бы выжить.

 – И второй вопрос: каникулы для иностранных инвесторов – да или нет?

 – Да.

 – Кстати, как часто Вы привлекали инвесторов, когда строили бизнес?

 – Никогда.

 – Следовательно, у Вас вообще никогда не было кредитов?

 – Кредиты были, а инвесторов не было. Мы работали со своими деньгами, иногда кредитными. Но постоянно чувствовать, что ты кому–то должен …У меня был случай, когда я набрал большое количество кредитов, а когда вышел из последнего, то понял, что мы больше не будем лезть в рискованные проекты.

 – Как часто к Вам обращались с предложением инвестировать какой-то проект?

 – Очень часто.

 – Часто даете деньги?

 – Нет. Я стараюсь инвестировать в те проекты, которые контролирую, которыми занимаюсь. А проекты, где я просто портфельный инвестор – это не мое. У нас отсутствует цивилизованный фондовый рынок, и поэтому ни один инвестор не будет чувствовать себя защищенным.

 – Вы занимаете деньги?

 – Конечно, бывает такое.

 – И Вы верите в то, что должники могут их вернуть?

 – Любой человек, который дает в долг, должен верить. Когда даю взаймы – верю.

 – Я знаю, что у вас было предприятие в Донецке, которое сейчас находится на оккупированной территории. Вы потратили много денег на этот текстильный комбинат, и вот появился человек, который начал «чернить» Вас. Если бы не Ваша гражданская позиция, не ваше блогерство, то было бы очень сложно защищать себя как бизнесмена.

 – Мне легче защищаться, ведь я довольно влиятельный в медиаполе. Ни по мне, ни по «Текстиль–контакт» никогда не было негатива. Все видели наш путь, то, как все начиналось. Мы никогда не были участниками каких–то скандалов. Когда начинают обливать грязью, то компаниям с такой сильной позицией легче защищаться. Да и со стороны сразу видно, какие ситуации являются заказными, а какие нет. Наша ситуация была заказной, к сожалению. Мы отбились, это было неприятно, но не смертельно. Но меня волнует, что черный грязный пиар становится выгодным бизнесу. Конкуренты, вместо того, чтобы думать о качестве продукта и маркетинге, заказывают тот черный пиар другим. Этот бизнес становится популярным и востребованным.

 – Когда Вы заработали свой первый миллион в долларах?

 – Первый миллион был где-то в 1996 году.

 – Сложно вести бизнес в нашей стране?

 – Да.