Подковерные игры вокруг НнВК

21

Люблю спорить, но не люблю проигрывать. Но в этом году несколько раз решил рискнуть. Но я то думал, что вопрос экономический, а он оказался политическим. На этом поле я не силен, так что ждет меня, похоже, полнейшая непредсказуемость результата.

А спорил я с несколькими друзьями, включая политиков, которые убеждали меня, что НнВК вместо налога на прибыль не примут и чтобы я не тратил время на войну с ветряными мельницами. Хотя Dmytro Oliinyk, Глава Федерации Работодателей Украины, с которым я тоже поспорил, говорил, что могут даже и принять. Но в том виде, в каком он сейчас подан в ВР, Система не даст его принять никогда. Главное опасение опытных в политических манипуляциях людей — законопроект могут выхолостить поправками после первого чтения и вместо прогрессивного закона получить очередного «троянского коня». Я же убеждал Диму, что авторы, убившие три года жизни на эту волонтерскую работу и прошедшие все круги бесконечных согласований и разумных компромиссов, не дадут сдать базовые ценности и возможна будет только разумная «шлифовка» и поправки «по делу»!

Но похоже, я недооценил скрытых противников НнВК. Все оказалось гораздо хуже. Даже до первого чтения они боятся доводить торжественно подписанный Президентом на встрече с бизнесом и одобренный предпринимателями законопроект. Ведь на встрече СУПа с представителями почти всех (кроме радикалов) парламентских фракций, где мы озвучили ТОП-10 требований бизнеса, в которых НнВК стоит под №1, его поддержали и пообещали, что голоса будут, несмотря на все внутрипарламентские подковерные игры и распри. Потому, что он выгоден всем производителям и предпринимателям реального сектора экономики, за которыми стоят избиратели!

Только нельзя забывать про большой большой риск под видом разрекламированного, как «экономический безвиз» НнВК , получить не просто пустышку, а очередную лазейку для схемщиков!

Началось все с того, что подписать то Президент подписал (публично на крайней встрече с бизнесом 4 июля), но с оговоркой, что Минфин должен найти компенсаторы на первый год. Прогнозировалось снижение поступлений от налога на прибыль от 25 до 45 млрд.грн. (хотя по моему даже в первый год никакого разрыва в таком объеме бы не было, тут не совсем линейные зависимости и много скрытых резервов, связанных с неизбежной детенизацией!). И выдвигалось во главу угла согласование этого вопроса с МВФ. Чтобы с этой уважаемой организацией не было проблем, собрали рабочую группу при Минфине для поиска компенсаторов, куда включили и авторов закона. Ведь МВФу все равно, какая у нас законодательная база по налогам и в какой пропорции они собираются, главное — чтобы был сбалансирован бюджет!

Что мы имеем на сегодня:
— компенсаторы Минфином не найдены, т.к. нужно урезать расходы госбюджета в предвыборный год, что выходит за рамки Минфиновских полномочий, в которых только защищенные статьи — оборона, образование, здравоохранение;
— другие налоги повышать тоже нельзя;
— схему с выводом миллиардов евро дивидендов без налогов из Украины сельхоз предприятиями на четвёртой группе Минфин не прекратит,
— легализовать и вывести из тени игорный бизнес, добычу янтаря, закрыть контрабанду, с которой живет ряд региональных элит, Роттердам+ и другие схемы и хотелки протаскиваемые в угоду ФПГ через парламент, Минфин тоже не может, ведь это все уже вопросы политические.

Поэтому Президент (а только он может принимать политические решения) вынужден думать — или делать ставку на бизнес с его требованиями или на силовиков с консерваторами, которых радостно поддержат мало понимающие причинно-следственные связи люмпены. Судя по лозунгам «Армия. Мова. Вера», выбор сделан не в пользу бизнеса и налогоплательщиков! В результате в предвыборной риторике гаранта нет уже ничего про поддержку экономических реформ! И вместо того, чтобы найти компромисс и некритично уменьшить хотелки основных бенифициаров бюджетного пирога нас может ждать, что требования тех, кто этот бюджет собственно и наполняет, будут проигнорированы! И большого риска власть в этом не видит. Мы сидим тихо, жалуемся на то, что становится некому работать, растут издержки, дорожает аренда земли, душат обысками, рейдерят по-черному и пр., но налоги платим и приспосабливаемся. Кто в тень, кто в офшор, так и живем.

Теперь происходит самое опасное. Под вывеской НнВК нас может ждать принятие суррогатного закона, который перечеркивает все его базовые принципы. Минфином озвучено предложение:
— принять НнВК для компаний с годовым оборотом до 200 млн.грн.;
— убрать третью группу плательщиков единого налога юрлиц.
Сегодня Украина имеет две системы налогообложения, общую и упрощенную. Смысл НнВК — не отмена упрощенки, а упрощение «усложненки»! Ведь только чиновнику или силовику может быть непонятно, что чтобы налогов собирать больше, они должны быть меньше! И никто при этом не говорит, что не должно быть контроля. Наоборот, бизнес будет приветствовать, чтобы неуплата налогов не являлась конкурентным преимуществом и чтобы силовики боролись именно с теми, кто уклоняется от уплаты налогов. А не сталкивали в неизбежную тень, тех, кто не может выживать работая в белую и конкурируя с теневиками!

К чему приведет предложенная Минфином импотентная версия НнВК?
— благодаря границе в 200 млн. для 8000 крупных убыточных компаний на общей (без НнВК) системе сохранится безналоговая схема вывода средств из страны (ими накоплено 1350 млрд.грн. убытков и они фактически освобождены навсегда от налога на прибыль);
— компании с оборотом более 200 млн.грн. начнут дробиться на мелкие, чтобы перейти на НнВК;
— никаких структурных изменений и реформы ДФС не будет;
— бизнес налоговых консультантов, как путем перекрестного применения разнообразных новых схем уйти от налогов, будет процветать;
— идеи НнВК дисредитируются и он будет рано или поздно отменен!

При этом можно говорить, что Минфин не при чем, ему надо показать МВФ сбалансированный бюджет и он действует по обстоятельствам. Но почему тогда он не предложил обсуждаемую и нормально воспринятую бизнесом идею компромисса? Она не затрагивает базовые принципы авторского варианта закона и заключается в том, бизнес предложил компенсатор в 2019 году в виде авансового платежа в размере 50% налога на прибыль за 2018 год, что дает 45 млрд.грн. и полностью покрывает дефицит.

Итого. Имеем под прикрытием бана от МВФ непринятый в базовом виде закон о замене налога на прибыль на НнВК. А при этом возможный дефицит бюджета связан не с НнВК, а с нежеланием сократить хотелки бюджета. И Президенту нужно или разруливать с теми, кто уже настроился на эти траты и не готов сокращать аппетиты, и провести обещанную экономическую реформу, или «забить» на бизнес, как на несущественную для электоральных потерь на выборах категорию. Шансов быть услышанными у бизнеса мало. СМИ принадлежат крупным олигархам и их ФПГ, которые не понимают, что общая капитализация страны и растущий малый и средний бизнес повышают и капитализацию их активов. Иностранцам тоже не выгоден экономический рост и процветание нашей экономики в силу конкурентных причин, ведь мы, в случае развития здесь производства, можем их здорово подвинуть. Пусть лучше Украина останется поставщиком сырья и трудовых ресурсов!

Если бизнес это все устраивает, то давайте молчать и приспосабливаться дальше. Если хотим перемен, то еще не поздно включаться и поддержать налоговую реформу, ее авторов и тех, кто в АП, парламенте, Кабмине поддерживает изменение существующих правил игры на справедливые, но ждет, чтобы предприниматели были активнее и настойчивее в отстаивании своих требований. Так что присоединяйтесь к флэшмобу «Услышьте нас», доказывайте, что мы есть и что нас много!

Времени осталось мало, но шанс еще есть. 6 ноября состоится заседание профильного комитета по налоговой и таможенной политике (глава комитета Ніна Южаніна), где могут рассмотреть, а могут опять отложить поданный Президентом проект закона в в авторском виде. Если он пройдёт комитет, то попадает в повестку дня ВР. И там есть хорошие шансы быть принятым в первом чтении, несмотря на то, что бюджет приняли без учёта потерь от НнВК, а затем, с разумными поправками, во втором с введением в действие с января 2019! Для этого нужна только политическая воля и понимание, что в первую очередь Украине нужна экономическая реформа и экономический рост! Только тогда, (конечно, «в спарке» с другими необходимыми изменениями) появятся предпосылки для интенсивного роста ВВП, зарплат, и превращение нашей страны в богатую и процветающую!

Я, как и многие предприниматели, хочу работать в Украине, инвестировать в Украину, развиваться в Украине! Прошу всех, у кого похожие планы, поддержать НнВК и поучаствовать во флешмобе «Услышьте нас!».

Спілка Українських Підприємців
Федерація роботодавців України
Українська Рада бізнесу
Нова Країна
#пнвк2019 , #ннвк2019