Привет, инвесторы! Давление на бизнес силовых структур выросло в разы

Кто-то считает, что силовики решили «покалядовать» на дорожку. Кто-то говорит, что это только начало и будет ещё хуже

8


В одно ухо все партии перед выборами наперебой обещают привлечь в Украину инвестиции. И говорят, что создадут все условия для этого. Правда, как правило, без конкретики. А в другое — только и слышу от самых разных бизнесменов стоны, что в этом году, как никогда, активизировались всевозможные силовики.
Кто-то считает, что они почувствовали угрозу и решили «покалядовать» на дорожку. Кто-то говорит, что это только начало и будет ещё хуже. И силовые структуры называются самые разные. Я решил набросать в одной табличке, кто из них больше на слуху, хоть это далеко не все.
А ещё добавлю пару примеров «эффективности» работы силовиков:

— За весь 2018 год по решению суда у коррупционеров конфисковали в бюджет аж 140,6 тыс. грн (~$5 тыс.) (источник — письмо Государственной казначейской службы). Деньги получили по бюджетной статье, которая включает как конфискованные непосредственно средства, так и средства, полученные от реализации имущества, конфискованного по решению суда за совершение коррупции. А план у правительства на 2018 г. был конфисковать у коррупционеров и вернуть в бюджет 4,7 млрд грн.

— За другие преступления, не связанные с коррупцией, за год конфисковали 78 млн грн (в т.ч. таможня реализовала конфиската на 13 млн грн, валюты конфисковала на 37,6 млн грн. Другие силовики реализовали конфискованного на 3,8 млн грн, и денег изъяли в бюджет ещё 23,6 млн грн);

— За первые три года существования НАБУ в бюджет возвращено 360 млн грн. при затратах на содержание Бюро в 2 млрд. Это цифры от директора НАБУ Артема Сытника, а главная причина неэффективной работы по его словам — война с ним СБУ и САП.

— В 2018 г. инспекторы Госслужбы по чрезвычайным ситуациям осуществили 76 300 проверок компаний, Госпотребслужбы — 21 700, Госслужбы по вопросам труда — 17 000, Государственной экологической инспекции — 10 200, ГАСК — 3 600, ГФС — свыше 8 500 проверок компаний.

— Количество ходатайств в суд на проведение обысков и временного допуска до вещей и документов с 2012 года выросло с 10 тыс. до 257 тыс. в 2017 году. Кроме того, количество ходатайств на проведение обысков жилья и др. собственности за эти годы выросло с 2 645 до 118 884.

Уголовными производствами накрыло если не всех, то большинство предприятий

При этом сама ГП признала, что до суда из сотен резонансных дел дошло лишь несколько. А учитывая, сколько в стране хозяйствующих субъектов, можно утверждать, что уголовными производствами накрыло если не всех, то большинство предприятий.

Прокуратуре и напрягаться не надо, чтобы всех нас «держать на крючке». Суд, удовлетворяющий эти ходатайства, за редким исключением, стал просто формальностью. А для следователей-решал раздолье — регистрируется любой абсурд (для открытия уголовного производства достаточно непроверенного заявления от кого угодно в прокуратуру, без проведения 10-дневного дознания, как это было в старом УПК) а затем идет давление: обыски, НСРД (негласные следственные розыскные действия) и прочее. Кроме того, все уже вкусили прелести инноваций, связанных с возможностями прокуратуры «играться» объявлением о подозрении. Все завязано на прокуроре — захочет — подозреваемый выйдет на санкцию по статье, предусматривающей взятие под стражу, а не захочет — то под залог! И хоть многие активные бизнесмены свыклись с тем, что они годами под висящими уголовными производствами, но энергии и инвестиционных настроений это не прибавляет. А для инвестиций нужен драйв и настроение, поверьте!

Так может финансирования маловато?

Давайте сравним:

— В 2019 г. расходы бюджета на оборону (получает МО и подчиненные ему структуры) — это 108,9 млрд грн, что в условиях военных действий вполне оправдано;

— На остальных силовиков (МВД, Нацполицию, ГП, ГСЧС и пр.) расходы бюджета-2019 вполне сопоставимы с военными — 103 млрд грн. При этом каждый год эти расходы увеличиваются на ~10−20%.

Стоит ли удивляться, что потери бюджета от контрабанды оцениваются в сотни миллиардов гривен в год? Или поверим справке Одесской таможни, что в мае 2019 г. они проверили 3 582 контейнеров и за целый месяц не нашли ни одного нарушения?

Только вот почему-то поднять служебные оклады таможенникам, начиная с утвержденных в этом месяце позорных 3 810 грн рядовому инспектору до 7 190 грн начальнику поста, денег в бюджете нет. И как говорит новый начальник Таможенной службы Максим Нефьодов, не будет и с 2020 года. Стоит ли удивляться, что потери бюджета от контрабанды оцениваются в сотни миллиардов гривен в год? Или поверим справке Одесской таможни, что в мае 2019 г. они проверили 3 582 контейнеров (сканированием, перевесом и выгрузкой с осмотром) и за целый месяц не нашли ни одного нарушения?

Добавлю, что в силовых структурах (без ВСУ!) служит ~600 тысяч человек. И работа их для налогоплательщиков однозначно не эффективна. Эффективно они работают на решение задач крупных ФПГ и политиков-кураторов, и заодно не забывают свои интересы — наезды на заказ и «обилечивание» теневиков (а попутно держат в напряжении белый бизнес, чтобы теневикам туда не хотелось).

И во все времена при всех правителях самая второстепенная задача силовиков — заставить ВСЕХ жить по закону!

Посмотрим, как после выборов в ВР будет действовать президент Зеленский, и не окажутся ли шуткой его обещания, например это, цитирую:

«Начнем с декоммерциализации СБУ. Сейчас этим занимается Иван Баканов, а как только будет сформирована новая Рада, я думаю, что в ближайшее время, мы предложим безотлагательно лишить СБУ не свойственных ей функций. СБУ должна бороться со шпионами и диверсантами, а не заниматься бизнесом».

Пример Китая

Интересен пример Китая, где шесть лет назад огласили курс на тотальную борьбу с коррупцией. И хоть Китай по населению, территории и ВВП некорректно сравнивать с Украиной, вот несколько любопытных цифр:

— 621 тыс. человек привлекли к ответственности за коррупционные правонарушения в прошлом году в Китае;

— 1335 человек беглых коррупционеров вернули в Китай власти Поднебесной в прошлом году;

— $92 млн вернули в китайский бюджет за первые три месяца 2019 года благодаря поимке сбежавших чиновников;

— 1,5 млн чиновников было осуждено за коррупционные преступления за время правления Си Цзиньпина.

И никто не создаёт в Китае каждый год новые антикоррупционные органы, призванные следить за старыми органами, ставшими коррупционными.

Хотя в любой стране борьба с коррупцией — это война не с причиной, а со следствием. А причины гораздо глубже и все мы их понимаем. И налогоплательщики — малый/средний бизнес, который есть основой благосостояния в любой стране, а в Украине выступает в роли дойной коровы силовиков, должны не мириться с исторически сложившимся порядком, когда «все на крючке» и неуплата налогов является конкурентным преимуществом, устраивающим большинство. А требовать от новой власти определить причины болезней общества и договориться о методах лечения, которые могут оказаться крайне болезненными и непопулярными. Но едиными для всех.

Никакие кадровые перестановки и новые лица в таможне, СБУ, прокуратуре не помогут, если не исчезнет сама возможность коррупции. Только тогда не нужно будет этой вечной борьбы.

Приведённая мною картинка — это всего лишь один из ответов на вопрос, почему экономически активное население валит из страны ускоренными темпами по 2 человека в минуту. Ещё несколько лет без кардинальных реформ и с непрофессиональным, неэффективным государственным менеджментом — и будем наблюдать не стагнацию, а падение производства и увеличивающийся отток инвестиций.