Все лучшее – детям? Типичная история одной закупки

История про одну типичную госзакупку. Настолько типичную, что уже поднадоело об этом в очередной раз писать! Но, как говорится в старом анекдоте: «...а придётся»!

5

Чего я хочу?

  • — чтобы мое производство было загружено и развивалось, а не наживались посредники-перекупы и чиновники!
  • чтобы госбюджет, который мы, налогоплательщики, с таким трудом наполняем и который трещит по швам, не закупал продукцию вдвое дороже!
  • чтобы у жуликов, занимающихся закупками, вырабатывался условный рефлекс, что нельзя бесхитростно и открыто воровать, и чтобы хоть кому-то иногда «прилетало»…

На прошлой неделе у себя в фб я написал, что 9 декабря во всем мире отмечали Международный день борьбы с коррупцией. И с этим великим праздником нас всех поздравила на своем сайте Соломенская РДА в г.Киеве.

Как говорится, «в жизни всегда есть место поводу», но тут мне пришлось расстроить ее нового и.о. главы Владимира Бялковского, что тендерный отдел вверенного ему Управління освіти Солом’янської районної в місті Києві державної адміністації – это жулики, разворовывающие деньги налогоплательщиков!

Ещё в марте они решили провести закупку изделий домашнего текстиля для детей ~ на 4 млн. грн. У нашего «ТК-Домашний Текстиль» было самое низкое предложение 2,5 млн.грн., но его отклонили. Других участников тоже – у всех нашли какие-то нарушения. Тендер был объявлен повторно в апреле, но один из потенциальных участников обжаловал дискриминационные условия в тендерной документации (ТД) заказчика через АМКУ. Почему-то вместо того, чтобы в рабочем порядке исполнить решение АМКУ и внести изменения в ТД и продолжить закупку (как это обычно происходит), заказчик решил отменить торги по причине невозможности устранить нарушения, хотя абсолютно никаких оснований для этого не было. Т.е. по сути торги сорвал сам заказчик.

Который с весны этого года по октябрь ещё несколько раз объявлял тендер по новому, каждый раз усложняя ТД, что обычно делают, когда хотят протащить своего поставщика. Но закупку так и не завершили. После марта мое производственное предприятие непосредственно участие в торгах на Соломенке не принимало, так как каждый раз, объявляя новый тендер, заказчик усложнял условия закупки, требуя дополнительные документы. Ни один из тендеров так и не состоялся, вот и по последнему, октябрьскому, буквально вчера АМКУ вынес решение о незаконности выбора победителя.

При этом в тендерном комитете прекрасно понимали, что итоговое решение АМКУ будет именно таким и есть риск, что до конца года им не удастся воспользоваться бюджетными деньгами «в нужном направлении». Потому заказчик решил поделить часть этого тендера на 7 допорогов по 199 тыс. и присваивая «с потолка» товарам 7 разных кодов, и объявляет их на декабрь в течение 4-х дней подряд.

И по всем из них мы видим результаты как под копирку:

… и т.д., остальные скрины не выкладываю, чтобы вас не утомлять!

Конечно, тендеры на 199999 грн., это как бы не запрещено – все знают эту банальную схему дробления крупных тендеров на допороговые закупки до 200 тыс.грн. И не вызвало бы никакого внимания, если бы не несколько вопиющих «но»:

  • для такого дробления происходит сознательная подтасовка по классификации товара, чтобы по каждой закупке была другая группа (если одна группа, то тендер не раздробить). И вот одеяла называются «нетканными материалами», постельное белье – «натуральными тканями», полотенца – «натуральными текстильными волокнами» и т.д.;
  • условия допорогов нагло прописаны со ссылкой на ТУ одного производителя («ТЕКС-ГРУПП» из Днепра), участник с товарами которого был назван победителем и в закупке, которая обжаловалась в АМКУ;
  • именно компании с продукцией от этого производителя выигрывают и эти допороги;
  • по совершенно необоснованным поводам отклоняется предложение «ТК-Домашний Текстиль» которое по каждому лоту почти вдвое меньше;
  • при этом мы не можем опротестовать ни одно из наших отклонений в АМКУ т.к. это для допороговых торгов это не предусмотрено.

После моего поста в фб глава тендерного комитета Соломенки Светлана Хижчук явно встревожилась и пришла в комменты, доказывая, что идти на явное нарушение закона их заставили участники, срывающие им торги с марта месяца:

Это так она в комментариях просто шедеврально пообщалась с Иваном Лахтионовым (координатор DoZorro, Transparency International Ukraine). Ведь для несчастных детей старается, а нехорошие участники только палки в колёса вставляют и мешают в ее бескорыстной деятельности!

Но то, что в 7 допороговых закупках условия беспечально прописаны под участников с продукцией только одного производителя главу Тендерного комитета никак не взволновало! И вот уже быстренько определены победители и с ними ускоренными темпами заключаются договора! Удивительная сверхнаглость и бесстрашие… Даже среди всеобщего пофигизма и беспредела эта закупка выглядит уж совсем как показательно циничная.

Вот как выглядят итоговые результаты по этим семи «маленьким» допороговым закупкам. На которых спокойненько можно «наварить» больше 500 тысяч гривен:

И хоть в последнее время даже публичные скандалы в госзакупках и в закупках территориальных громад мало кого волнуют, я почему-то уверен, что недавно назначенный и.о. главы РДА Соломенки Владимир Бялковский сможет разобраться в этой истории и мы услышим ее продолжение… Знаю пока только, что его Служба внутреннего аудита приступила к расследованию. Да и депутат ВР от этого округа Роман Грищук тоже увидел мой пост и в комментариях написал, что готовит депутатский запрос. Конечно, мы ещё можем отправить заявы от предприятия в НАБУ и пр. за необоснованный снос и закупку по завышенной цене, но не знаю ни одного прецедента, чтобы это имело продолжение и результат! Гораздо эффективнее будут увольнения и кадровые изменения , которые в таких случаях должны предпринимать руководство районов, годов, областей, министерств и пр.

Система Прозорро прекрасно позволяет им и нам всем наблюдать, как прозрачно воруют наши деньги. Только там нет функции «наказать» или «уволить», хоть и хочется…

Хотя понятно, что бороться надо с причиной, а не со следствием! Добавлю в конце только один из комментов под моим постом в фб про эту историю от Владислав Назаренко:

«Я думаю, что поднимаемые в обсуждении вопросы носят локальный характер, т.е. касаются конкретного случая. Сама проблема намного масштабнее. Мало того, что закон не запрещает заказчикам на собственное усмотрение формировать квалификационные требования, технические характеристики и способ их документального подтверждения, а даже напротив — предписывает действовать так, тогда чему здесь удивляться? Если с определением предмета закупки у нас полный бардак, нет никакой согласованности между ЕЗС (единый закупочный словарь) и УКТ ВЭД, то стоит ли удивляться дроблению предмета закупки? У нас проблема не только в Районо Соломенского района, у нас же еще и огромнейшая проблема с законом. Меняйте закон!»